Зачем нужны плановые отключения электричества?

Когда случаи выключения электроэнергии выйдут за рамки закона?

Ограничение или приостановление поставок электричества производится на основании ст. 546 ГК, ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» и XI раздела Правил, утвержденных ПП РФ N 354 от 06.05.2011.

Договор энергоснабжения публичный, согласно статье 540 ГК он действует с даты фактического подключения к электросетям.

Отсутствие письменного договора между поставщиком и абонентом согласно статье 540 ГК РФ не является причиной для выключения энергии.

Если абонент законно подключился к сетям и своевременно оплачивает энергоснабжение, значит, договор заключен с момента подключения.

ВАЖНО: Согласно ст. 310 ГК одностороннее изменение условий договора, отказ от выполнения обязательств незаконны. Исключения из этого правила установлены вышеуказанными законами и постановлениями Правительства. Все иные случаи выключения электричества, кроме приведенных в перечисленных документах, незаконны.

Наиболее часто электричество отключается, если это необходимо сделать, чтобы устранить или предотвратить аварию. Плановые отключения с целью профилактики производятся по заранее доведенному до потребителей графику, законно их проведение не более трех раз год, не более, чем на сутки каждый раз.

Аварийные автоматически выполняются устройствами противоаварийной автоматики. Частные внеплановые отключения на данном основании свидетельствуют о неудовлетворительной работе энергоснабжающей организации, некомпетентности ее руководства и (или) закрепленных за домом (микрорайоном) специалистов.

О том, как узнать почему нет света, аварийное это отключение или плановое, мы рассказывали в отдельном материале.

В СНТ

Выключение энергии является распространенной мерой воздействия правлений СНТ на садоводов.

Она часто используется для принуждения владельцев садовых домиков к выполнению требований руководящих органов товарищества, ускорения сбора членских взносов.

Такие действия председателей СНТ в соответствии с 66-ФЗ от 15.04.1998 незаконны, их можно рассматривать как состав преступления по ст. 330 УК («Самоуправство»), а также взыскивать с председателя моральный ущерб, даже если он обосновывает их решением правления или собрания товарищества.

В квартире

ВНИМАНИЕ! Работники коммунальных служб часто отключают электричество за неоплату иных коммунальных платежей, услуг, ограничение поставок которых незаконно или технически невозможно, даже когда поставки собственно электроэнергии абонентом оплачены. Это незаконно.

В таких случаях коммунальные службы вправе требовать оплаты задолженности через мировой суд, далее через судебных приставов. А отключать электричество по этой причине не имеют права.

Правилами запрещено выключение электроэнергии перед праздничными и выходными днями.

Обязательные процедуры перед отключением света

В 21 веке представить жизнь без электричества невозможно. Отключения энергии доставляют не только неудобства местным жителям, но и наносят ущерб предприятиям, деятельность которых напрямую зависит от бесперебойного питания.

В соответствии с Законодательством РФ, ограничение доступа к ресурсам должно проходить с предварительным оповещением пользователя. Неважно, проведение это плановых работ или отсоединение неплательщика от сетей энергоснабжения. Гражданский кодекс Российской Федерации гласит, что нельзя ограничивать доступ к электричеству, если подобная деятельность приведет к аварии.

При запланированном отключении электроэнергии за неоплату услуг поставки необходимо надлежащим образом уведомить пользователя. Извещение направляется в письменном виде лично или по почте. Доказательством того, что человек получил уведомление, послужит его подпись в отрывном листе о вручении. Устно, по телефону, в телеграмме оповещать пользователя о намерении отсоединения его от сетей коммуникации не предусмотрено.

Учтите! Отключить пользователя от электричества возможно, если он намерено в течение двух месяцев не исполнял обязанности по оплате поставленных услуг. Ему дается 20 дней на погашение задолженности. Если клиент не желает гасить долг, ему направляется бумага, в которой изложена дата отсоединения пользователя от сетей коммуникации.

После того как поставщик оповестил пользователя о необходимости оплаты услуг, а также о факте отключения света, он может ограничить подачу электроэнергии. Например, включать свет только в значимые для жизни человека моменты, вечером, утром на несколько часов.

Как правило, через три дня после того как все сроки на погашение задолженности вышли, поставщик полностью прерывает доступ к ресурсам. При этом сотрудники энергосбытовой компании опломбируют счетчик.

Обратите внимание! Если нет всей суммы для оплаты долга, можно договориться о рассрочке. Кроме того, если не уклоняться от исполнения обязательств, а просто объяснить свою ситуацию, можно добиться отсрочки платежа на некоторое время.

Какая ответственность предусмотрена на уровне закона?

Частое незаконное выключение электроэнергии рассматривается как состав преступления по ст. 330 УК («Самоуправство»). Гражданская ответственность в виде компенсации материального и (или) морального ущерба предусмотрена согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» (N 212-ФЗ от 17.12.1999, N 171-ФЗ от 21.12.2004). Добиться административной ответственности поставщика реально по ст.14.31КОАП, поскольку он является естественным монополистом.

Куда позвонить, если выключили свет?

  1. В большинстве городов действует «горячая линия», по которой можно позвонить при перебоях в поставках любых коммунальных услуг, электричества в том числе.
    Ее номер легко узнать в справочной службе или в приемной местной администрации.
  2. Также необходимо заранее записать номер Аварийно-Диспетчерской Службы Электросети, аварийно-диспетчерской службы администрации муниципального района.
    Во многих городах действует единая диспетчерская служба с коротким запоминающимся номером, например, 005.
  3. Информация о плановых отключениях обыкновенно доводится заблаговременно на сайте администрации муниципального района, города.

Законно ли отключение электричества за долги

Интересная получается вещь – платить каждый жилец за коммунальные услуги ежемесячно обязан, а получать предусмотренные государством льготы и субсидии лишь имеет право. В большинстве случаев свои права приходится доказывать в суде. Например, есть такая льгота для многодетных семей – 50% скидка на оплату коммунальных услуг. Ее дает правительство РФ, а местное самоуправление рассматривает эту льготу по-своему. Чтобы получить ее, сначала нужно оплатить счет. Да и суммы часто на местах не покрывают реальных 50%, потому что на каждого члена семьи предусматриваются фиксированные выплаты.

При задолженности по оплате электроэнергии возможны и другие рычаги воздействия на злостного неплательщика – отключение электроэнергии. Если общий счетчик стоит в коммунальной квартире, где часть жильцов исправно оплачивает потребляемую энергию, отключить ее не могут, потому что пострадают от этого действия не только должники, но добросовестные плательщики.

Рекомендуем прочесть: Образец характеристики на девочку 7 лет с неблагополучной семьи обучающуюся 1 месяц в школе

Что делать, если свет пропадает очень часто?

Если отключение явилось результатом аварии, на место выезжает ремонтная бригада. Обыкновенно на устранение причин аварии уходит несколько часов. Если такие ЧП происходят часто, это повод для жалобы.

Обыкновенно в договорах энергоснабжения предусматривается норма плановых выключений энергопоставок не больше трех раз за год, не дольше суток подряд каждое.

Если отключение происходит чаще, целесообразны следующие действия потребителя:

  1. написать заявление в двух экземплярах о перебоях в энергоснабжении в энергокомпанию, которая обслуживает ваш дом.
  2. Заявление принимает секретарь, который ставит штамп и расписывается с датой получения на своем и вашем экземпляре входящего документа.
  3. Заходите в абонентский отдел энергокомпании, рассказываете сотрудникам о проблеме устно, спрашиваете когда ее устранят. По правилам, ее должны устранить в течение суток. Исключение- восстановительные работы после разрушений, вызванных стихийным бедствием, иным форс-мажором.
  4. Если после вашего обращения отключения продолжаются, это повод для обращения в суд.

Как зафиксировать факт нарушения?

В первую очередь надо собрать подписи соседей как свидетелей отключения, даже если оно произошло только в вашей квартире (доме).

Затем необходимо вызвать представителей энергокомпании, поставляющей вам услуги, добиться создания специальной комиссии, которая зафиксирует нарушение составлением акта.

В комиссию должен быть включен представитель энергоснабжающей организации и (или) управляющей компании.

Член СНТ вправе позвонить участковому полицейскому и зафиксировать жалобу в полицейском участке.

Как через интернет бороться с частыми перебоями электричества онлайн?

  1. Как правило, сайты муниципальных администраций интерактивны, туда можно написать заявление с изложением своих проблем и ждать ответа.
  2. Зарегистрируйтесь на федеральном сайте госуслуг и подайте жалобу в соответствующее окно этого сайта. Правила регистрации приведены на сайте. Они предполагают очную явку в одно из местных учреждений для идентификации личности.
  3. Если предыдущее обращение не возымело действия, стоит обратиться на сайт областной прокуратуры с жалобой в произвольной форме. Выяснить адрес просто: напишите в Поиске Яндекса: сайт прокуратуры N-ской области (республики, края, округа).
    Ваша жалоба будет обязательно рассмотрена, если она не нарушает правил, приведенных на данном сайте. Если вы предварительно не обращались в инстанцию, которой подчинена энергоснабжающая организация, ваше заявление будет переслано для принятия мер в эту инстанцию.

Как написать бумажную жалобу?

В шапке указываете свои Ф.И.О., контактные данные адреса регистрации и фактический, иные контактные данные.

Заявление пишется на имя прокурора вашего города (района).

В заголовке пишете: жалоба на нарушение Правил предоставления коммунальных услуг.

Описываете ситуацию в произвольной форме.

Что из документов приложить к жалобе?

К заявлению приложите текста жалобы с собранными подписями соседей и (или) Акта о нарушениях с подписями членов комиссии (если есть). Оригиналы оставьте для суда.

Образец жалобы в прокуратуру об отключении электроэнергии.

Какие есть способы подачи бумаги?

Бумажное заявление в прокуратуру отправляете простым письмом, которое бросаете в почтовый ящик.

В иные инстанции ее отправляют заказным письмом с уведомлением или приносят лично и предают секретарю учреждения под роспись.

Инстанции для приема жалоб

  1. Энергоснабжающая компания.
  2. Вышестоящая организация энергокомпании (учредитель).
  3. Городская (районная) администрация.
  4. Городская (районная) прокуратура.
  5. Мировой суд, ваш территориальный участок.

На нашем сайте вы сможете узнать о том, как составляют уведомление и акт об отключении электроэнергии за долги, что делать если отключили свет на этом основании, а также какие штрафы предусмотрены за самовольное подключение к электросети.

Порядок отключения электроэнергии за неуплату

  1. Если вы не оплатили сумму 2-х месячной платы за электричество (по нормативу), то нужно ждать предупреждения. В зависимости от организации, оно может быть направлено: в виде заказного письма, электронного письма на электронную почту, телефонного звонка с записью разговора, размещения предупреждения в личном кабинете или в письменном виде доставлено непосредственно по месту жительства под роспись.
  2. Если вы приняли это предупреждение, то начинается отсчет 10-дневного срока, в течение которого вам нужно либо найти средства, чтобы заплатить задолженность, либо обратиться в энергосберегающую организацию с просьбой подписать соглашение.
  3. В случае игнорирования сообщений еще через 10 дней электричество отключает специальная бригада, либо один специалист. Накладываются пломбы и составляется акт.
  4. Все расходы, которые связаны с ограничением подачи ресурса, накладывания пломбы, а также возобновлением — оплачиваются за счет потребителя.

Порядок отключения электричества у потребителей освещен в Постановлениях Правительства. Нас интересуют физические лица, то есть обычные граждане. Как происходит прекращение доступа ресурса отражено в номерах: 354, 442 и 1498. С внесением поправок и принятием нового Постановления под номером 1498 накладывать ограничения стало проще.

Ожидание ответа

Энергоснабжение должно быть возобновлено поставщиком через двое суток после полного погашения долга и (или) устранения других причин, приведших к отключению.

На практике эта процедура в разных регионах занимает от трех дней до недели.

Там, где оплата производится по среднему, а не по данным счетчиков, она идет с момента предъявления документов о погашении долга, а не фактического подключения. Спорить с государством по этому вопросу бесполезно.

Государственные инстанции, в которые вы обратитесь, обязаны дать вам письменный ответ в течение месяца. При обращении через интернет ответ будет дан в электронном виде.

Школы и больницы будут отключать от электричества за долги

Однако наивно было бы полагать, что, как только энергетики получат новый механизм воздействия на неплательщиков, ситуация с долгами начнёт выправляться. Вот свежий пример. На днях коммунальщики Орловской области предупредили, что с вступлением в силу нового постановления будут готовы отключить за неуплату 28 школ. Губернатор Вадим Потомский своим решением отключение тут же запретил.

Проблема роста задолженности неотключаемых потребителей существует уже много лет. Причём вопрос стоит настолько остро, что ещё в 2021 году президент Владимир Путин требовал от правительства принять меры к восстановлению платёжной дисциплины. Однако по факту с тех пор ничего так и не было сделано. Если в 2021 году Минстрой оценивал общий объём задолженности по коммунальным платежам в 380 млрд рублей, то к середине этого года цифра выросла уже до 1,3 трлн рублей.

Рекомендуем прочесть: Розничная торговля хозтоварами оквэд 2021

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: